По статистике 9 из 10 соискателей, описывая свой профессиональный опыт в резюме, не указывают полученные результаты или, как еще их называют, – достижения. Они обходятся общими фразами, типа «ориентированность на результат», «достижение целей» и т.п., совершенно забывая о том, что именно эта информация выделяет их среди других кандидатов с похожим функционалом.
Некоторые кандидаты среди достижений указывают то, что делали – то есть обязанности, а не то, что получили в итоге этих действий. При этом они изобретательны: прибегают к такому ловкому, на их взгляд, приему: называют подраздел в резюме «Должностные обязанности и достижения», а затем перечисляют только обязанности.
Что же такое «достижение»? Я бы это понятие объяснила так – это то, что вы делали сверхотлично за более короткий срок, чем должны были делать или делали ваши коллеги, а также, когда не должны были это делать, но делали. Иначе говоря – это те преимущества, которые отличают вас от ваших «конкурентов». Причем в одной компании они будут достижениями, а в другой – просто пожмут плечами – мол, для нас это норма, какие это достижения! Вот эту особенность вы тоже должны учитывать.
Научившись однажды определять свои достижения, этот навык пригодится на протяжении всей профессиональной карьеры, сделав процесс трудоустройства эффективным и более легким.
Следующие подсказки помогут вам начать, если вы никогда этого не делали.
1. Начните писать что-нибудь. Да-да! Страх белого листа пугает не только вас, но и опытных журналистов – тех, кто работает со словом ежедневно. Начав делать хоть что-то, через какое-то время вы втянетесь. В будущем первые строки можно будет удалить или доработать.
2. Вспомните, за что хвалило руководство на текущем и прошлых местах работы.
3. А партнеры? Клиенты? Может, у вас есть благодарственные письма? Изучите формулировки в них.
4. Какие задачи поручали только вам?
5. Какие задачи вы выполняли быстрее установленного срока?
6. Что вы делаете лучше ваших коллег?
7. Что вы сегодня делаете лучше, чем ранее?
8. В каких случаях вы проявляли инициативу? К чему она привела?
9. Чему вы научились самостоятельно, чтобы применять это в работе?
10. Как вы упростили (оптимизировали) свою работу? К чему это привело?
11. Есть ли опыт участия в значительных для компании (отрасли) событиях?
12. Какие процессы в отделе (компании) были налажены благодаря вашим предложениям?
13. Какие действия привели к увеличению прибыли организации и насколько?
14. Посмотрите свои ключевые показатели эффективности – если вас не уволили за невыполнение должностных обязанностей, значит, вы уже чего-то добились. Переведите показатели в результаты.
15. Проводите анализ своих достижений регулярно: раз в месяц, квартал, год. Периодический аудит полезен: так вы не сможете пропустить ситуацию, когда результаты стали отрицательными. Сразу же обновляйте свое резюме – оно должно быть под рукой всегда в актуализированном виде!
16. Описывайте свое достижения в активных глаголах: внедрил(а), разработал(а), инициировал(а) и т. п.
Должны ли достижения руководителя охватывать только личный вклад или должны учитывать также результаты работы вашего подразделения? Чем грозит соискателю распространение охраняемой законом тайны, если описывать свои результаты в абсолютных величинах? А какую еще тайну можно нарушить при этом? Как описать достижения, которые нельзя охарактеризовать цифровыми значениями? Ответы на все эти вопросы вы найдете в книге
"Достижения в резюме: 100 примеров”.